Незамеченный в России юбилей газеты патриотов: 25 лет назад 19 июня 1999 года вышел первый номер челябинской газеты «Танкоград».

танк

Предлагаем вашему вниманию материал лучшего публициста России Лидии СЫЧЁВОЙ.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ И МЕСТЬ ВОЖДЯ

Из истории «Танкограда»

Много раз я приезжала в Челябинск в служебные командировки и по литературным делам – и всегда отправлялась в этот город с предчувствием чуда, с радостным ожиданием «поворотных» встреч, событий, открытий, и будто бы не в гости, а к родным людям. «Над Челябинском дождь, молодой и струистый. / Пахнут маем и солнцем / На проспектах цветы. / И сверкающий парк / Заворожен рассыпчатым свистом. / Ты окошко раскрой / И на мир погляди с высоты!» Конечно, образ этого города для меня неразрывно связан с поэзией Валентина Васильевича Сорокина, чьё литературное взросление состоялось именно здесь. Удивительно даже, как, работая на тяжелом производстве, в 1-м мартене Челябинского металлургического завода, молодой поэт сумел сохранить и энергию слова, и нежность чувства, и его «полётность» – «И покажется город / Белокрылою птицей, / Пролетающей медленно / Над степною рекой». Эти стихи давно стали песней, и живут теперь своей, народною жизнью.

И вот в очередной раз я лечу на Южный Урал. Солнце, какое всегда здесь яркое солнце! Панорама города – в дымах могучих заводов, в неустанных трудах металлургов, машиностроителей, оборонщиков. Танкоград! И да, я знаю, что обязательно в Челябинске меня будет опекать, наставлять и помогать главный редактор «Танкограда» Сергей Алабжин. Газеты патриотов Южного Урала, единственной в своём роде не только в родном краю, но и, пожалуй, в России.

Впервые имя Сергея Вениаминовича Алабжина я услышала в 1998 году, на заседании редколлегии «Учительской газеты», где работала тогда редактором отдела школ. Возмутительный факт: есть в Челябинске директор 2-й железнодорожной школы-гимназии, и он решил открыть в учебном заведении бюст Сталина! «Ужас! Кошмар!» – негодовала «демократическая общественность» из либерального руководства «УГ». Решено было командировать в Челябинск опытного журналиста Игоря Афанасьева для обличения директора-сталиниста.

Но… Сенсации не получилось. Игорь Михайлович всё-таки был журналистом советской школы. Подтасовывать факты он не стал, хотя и не разделял взгляды Алабжина на образовательный процесс. Из корреспонденции «Лазейка для Сталина. Зачем директор решил открыть в школе бюст вождя?» выяснялось, что действия директора имеют под собой историческое обоснование. А именно: в школьном музее есть три благодарственных письма, подписанных Сталиным. Именно в этом здании зимой 1942 года формировалась первая в СССР добровольческая танковая бригада – здесь был её штаб.

«Пусть наши боевые машины в ваших руках станут грозой для ненавистного врага!» – строки из наказа рабочих-танкоградцев добровольцам. В мае 1942 года этому формированию присвоят имя «96-я танковая бригада имени Челябинского комсомола». Её воины освобождали мою родную воронежскую землю, сражались на Курской дуге, бригада участвовала в боях за Харьков, дошла до Софии. Так что в «Галерее героев», созданной Алабжиным в школе, Сталин был вполне уместен. Напротив, отсутствие бюста руководителя государства, замалчивание его роли в Великой Отечественной войне как раз и стало бы искажением истории, её фальсификацией.

В областном управлении образования пафос журналиста «УГ» тоже не поддержали, как писал Афанасьев, «отмахнулись». Ну ещё бы! Возглавлял тогда эту структуру настоящий «зубр» своего дела, легендарный в отрасли человек – Сергей Арсеньевич Репин. Трижды ему предлагали самый высокий ведомственный пост – министра образования РФ. (Хорошо, что не согласился! Не запятнал своё имя введением ЕГЭ и других зомби-инноваций.) После физмата Костромского пединститута Репина распределили на Урал, в Атлянскую колонию для несовершеннолетних. Из его воспитанников вышло несколько докторов и кандидатов наук, и отнюдь не воровских… Так что к политической моде на «обличение тоталитаризма» и на «граждановедение» (предмет, который активно продвигало в РФ с помощью «УГ» американское агентство USIA, т.е. «госдеп») Сергей Репин относился без всякого энтузиазма.

Вот я только начала свой мемуар про «Танкоград», а сколько выдающихся личностей сразу обозначилось – Валентин Сорокин, Сергей Алабжин, Сергей Репин! Можно поклониться судьбе за такое благоволение. И здорово, что на страницах газеты они есть – и Сталин, и Жуков, и командир 96-й отдельной Шуменской танковой бригады имени Челябинского комсомола Иван Шкадов, и ещё целая галерея исторических лиц и выдающихся наших современников – госуправленцев, военных, литераторов, общественников – неравнодушных граждан Отечества. Газета – летопись ярких людей и событий. Здесь ставят перед собой глобальные задачи, не размениваясь на мелочёвку.

Статья И. Афанасьева о челябинском директоре вышла в «УГ» в декабре 1998 года. А уже через полгода Сергей Алабжин сам становится журналистом и редактором, учреждая «Танкоград». Первый номер газеты вышел 19 июня 1999 года.

Для жителей Южного Урала название «Танкоград» не требует расшифровки. Для остальных же сообщим – 6 октября 1941 года приказом наркома танковой промышленности СССР «Челябинский тракторный завод имени Сталина» был переименован в «Кировский завод Наркомтанкпрома». Город становится крупнейшим производителем танков в мире. Это был настоящий подвиг народа: для приёма оборудования из Ленинграда в кратчайшее время построены 17 новых цехов! И – параллельно – шел выпуск танков, танковых моторов для других заводов, готовились кадры для боевых машин. Наконец, всю войну именно в Челябинске находился наркомат танковой промышленности.

7 мая 1942 года в «Известиях» опубликована статья писателя Льва Никулина «Танкоград». Автор в то время был в Челябинске в эвакуации, работал директором местного книжного издательства. «В сущности это – большой, застроенный пятиэтажными домами город, три четверти которого занимают огромные цехи, разбросанные на большом пространстве. Этот город по праву можно назвать Танкоградом, и самое большое здание в городе – цех сборки». В статье Челябинск не назван, возможно, из-за военной цензуры. Но имена ударников-стахановцев, прозвучавших в корреспонденции, не оставляют сомнений, какой именно город имеется в виду.

Танкоград – град сокровенный, в лихие 90-е – «советский Китеж», подвергнутый ударам «ордынцев-приватизаторов». Антигерой Южного Урала Анатолий Чубайс ныне обосновался в Израиле, выступил «организатором группы спонсоров» Центра российских исследований в университете Тель-Авива. В том, что Россия устояла, отражая натиски «сил зла» – огромная заслуга современных танкоградцев, укреплявших основы правосознания, государственности, политической культуры.

Логотип газеты украшает символ Челябинска – силуэт памятника танкистам-добровольцам, участникам Особого Уральского добровольческого танкового корпуса имени И.В. Сталина. На сверхурочных работах, тяжелым безвозмездным трудом южноуральцы снаряжали это бронетанковое соединение. На собранные и заработанные деньги – свыше 70 млн рублей – корпус был укомплектован полностью: от пуговиц на обмундировании бойцов до танков. Корпус окончил войну с названием, где отчасти отражен его славный путь: 10-й гвардейский танковый Уральско-Львовский Краснознамённый, орденов Суворова и Кутузова добровольческий корпус.

Скульптор Лев Головницкий сумел передать в своем творении единение фронта и тыла, напряжение всех сил народа, ратный и трудовой подвиг южноуральцев. Его танкиста-добровольца ни с кем не перепутаешь, потому что в нём в символическом виде передан национальный характер воина и труженика, вставшего на защиту родной земли. И да, в Челябинске на Комсомольской площади ещё есть и танк-памятник. 9 мая 1945 года, когда настал конец войне и горожане ликовали на площадях и улицах, было решено: последний танк, сошедший с конвейера в День Победы, поднять на пьедестал. «Я земляк твой, я знаю огонь / Танкограда – он смерчу сродни!.. / И моя молодая ладонь / Чуть коснулась былинной брони».

Из моего рассказа, полагаю, понятно, что название, эмблема, содержание газеты «Танкоград» – всё имеет глубокое обоснование и значение, мировоззренческий фундамент. Потому объяснимо право издания и его главного редактора быть острыми, «неполиткорректными». По праву наследования славного имени – Танкоград.

И вот какой удивительный «синхронизм»: в конце 2023 года «Учительская газета» прекратила свой выпуск в печатном формате. Основанная при участии Надежды Константиновны Крупской в октябре 1924-го, газета не дожила до своего столетия год. Нет, её не закрыли власти. Издание скончалось из-за падения подписки и хозяйственных проблем.

Такой финал отчасти закономерен: с «перестроечных» времён и далее «УГ» больше тяготела к западным «концептам». Например, здесь встречались весьма странные рассуждения про учителей-гомосексуалистов: «Кто сказал, что профессионализм педагога зависит от его сексуальной ориентации или его мирного, спокойного отношения к ЛГБТ?»

Родительская общественность выражала недоумение: почему на страницах издания пропагандируется ЛГБТ-сериал для подростков американского производства? Наконец, в качестве «гостей газеты» педагогам в последние годы настойчиво предлагались литераторы определенного направления, ныне иноагенты: Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Виктор Шендерович, Линор Горалик, Дмитрий Глуховский, Анна Наринская, Екатерина Шульман. Благожелательно рецензировались книги иноагентов Бориса Акунина (внесен в список террористов и экстремистов), Аси Казанцевой, Анны Берсеневой и др.

Подумать только: «Танкоград» фактически держится на одних плечах – главного редактора, и уже прожил 25 лет, а «УГ», за которой стояла мощь (и немощь) всей нашей образовательной системы, газета, бравшаяся за «воспитание» Сергея Алабжина, прекратила свой выпуск столь бесславным путём!..

Не иначе, как «метафизическая месть» товарища Сталина…

«Время – вещь необычайно длинная», – с этим утверждением «горлана-главаря» можно поспорить, когда экспресс жизни на несколько мгновений задерживается у значимой юбилейной «станции».

Что же, «этот день воспевать никого не наймём». Напишем сами! Поздравляя весь редакционный и авторский коллектив со значимой датой, всех читателей газеты – нынешних и будущих, я желаю – не только от себя, но и (возьму такую смелость!) от многих других столичных и подмосковных литераторов – оставаться «Танкограду» твердыней национального духа и оплотом патриотизма. Хранителем исторической памяти и просветителем юных. Вдохновителем для одарённых творчеством, для искателей истины, для радетелей за Отечество.

Так держать! Во имя России, её народа и будущего.

 

Лидия СЫЧЁВА, г. Москва

 

Фото: Павел БОЛЬШАКОВ (Челябинск) - редактор ТАНКОГРАДА Сергей АЛАБЖИН и Лидия СЫЧЁВА в Челябинске

танк
танк