Подвижник русской культуры

казаков

В 2024 году президент России Владимир Путин поддержал идею актёра Сергея Безрукова (исполнителя главной роли Есенина в одноимённом сериале) – посвятить 2025 год 130-летию со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. В связи с чем мы и предлагаем вашему вниманию материал журналиста и писателя Челябинска Павла Большакова, посвящённый известному исследователю творчества Сергея Есенина, Василия Шукшина, Николая Клюева – Алексею Казакову.

ДОРОГА К ЕСЕНИНУ

Лев Толстой писал: «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать». Я ждал этого счастливого момента тридцать лет ровно: на днях Алексей Казаков, мой товарищ, подарил мне свой трёхтомник, посвящённый 100-летию со дня рождения Сергея Есенина (1995).

В 1965 году в стране отмечали 70-летний юбилей поэта. К этой дате было приурочено создание полнометражного документального фильма «Сергей Есенин». Фильм задумывался как биографический и строился на основе его стихов: съёмки проходили в Москве, Баку, в селе Константиново, в Ленинграде, на Кавказе. Благодаря интернету я наконец-то в прошлом году посмотрел этот пронзительно-трепетный литературно-живописный документальный фильм.

В одном из кинотеатров Челябинска этот фильм посмотрел в 1965 году 16-летний школьник Алексей Казаков. Его вдруг молнией пронзила мысль: а ведь герои фильма ещё живы и с ними можно встретиться! Спустя три года (1968), поработав на ЧТЗ и в Облоно, отправился в Константиново (две тысячи километров от Челябинска), чтобы догнать уходящую натуру и не упустить возможность расспросить родных и современников полузабытого поэта.

С тех пор Алексей Казаков несколько десятилетий каждый день пытался удержать время, которое струилось сквозь пальцы. А к 100-летию Сергея Есенина всё-таки выпустил в Челябинске свой литературный памятник любимому поэту: «Свод художественных, публицистических и философско-критических произведений классика мировой литературы существенно отличается от всех предыдущих изданий тем, что в нём представлены раритеты-репринты (прижизненные сборники стихов Есенина «Радуница», 1916 год и «Москва кабацкая», 1924), и все тексты публикуются в своём первоначальном виде без каких-либо цензурных искажений. Впервые печатаются ранее неизвестные экспромты поэта. В Собрание включён уникальный иконографический материал из государственных и частных архивов Москвы, С.-Петербурга, Рязани, Липецка, Ташкента, Челябинска…»

Эта адекватная содержанию аннотация удивила и покорила многих поклонников Сергея Есенина по всему миру. Пушкинское общество Америки «назначило» его президентом Международного Пушкинского общества по Уралу и Сибири. Но куда более трогательным для уральского литератора было признание академиком Дмитрием Лихачёвым – «совестью русской культуры», с которым Алексей Казаков до конца минувшего века работал в Фонде культуры России, успев до этого закончить Литературный институт им. Максима Горького и аспирантуру Института мировой литературы им. М. Горького АН СССР.

Трёхтомник Алексея Леонидовича Казакова вышел в издательстве «Челябинский Дом печати» в 1994 году и назывался – Сергей Есенин «Мой путь»: Лирика. Эпос. Проза (художник Владимир Витлиф). Издание предваряет эпиграф Бориса Пастернака: «…Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею».

И этим трепетным эпиграфом пронизаны все страницы издания Алексея Казакова, которое я внимательно прочёл.

Спасибо судьбе и моему литературному другу, которые сделали меня счастливым…

С того чудного года, когда Алексей Леонидович в челябинском кинотеатре впервые посмотрел фильм-знакомство «Сергей Есенин», он заразился тревожным чувством неизбежной потери времени: Алексей Казаков сегодня завершает первое в России Полное собрание сочинений православного поэта Николая Клюева – учителя и друга Сергея Есенина; собирается издать собрание сочинений почти неизвестного китайского эмигранта – уроженца Южного Урала – Павла Северного (барона фон Ольбриха из Верхнего Уфалея, публикация о нём была на страницах «Танкограда»); дописывает книгу «На Чуйском тракте у Шукшина».

ВСПОМИНАЯ ШУКШИНА

25 июля 2024 года исполнилось 95 лет со дня рождения народного русского писателя Василия Шукшина. И 50 лет со дня смерти. В этот день в родном селе Василия Макаровича – в Сростках – состоялся традиционный фестиваль, который начинался в далёком 1976 году. Порядка сорока тысяч человек посетили в минувшем году мероприятия Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае», которые проходили восемь дней на площадках тринадцати муниципальных образований Алтайского края. Самое активное участие в «Шукшинских днях» принял и наш земляк – литератор Алексей Казаков.

Алексей Леонидович привёз на Алтай свой новый труд о Василии Шукшине под названием «Там, где Катунь-река…». Автор Виталий Шитов, но писатель и литературный редактор Алексей Казаков вновь решил остаться в тени, хотя львиная доля работы над книгой принадлежит ему. Впрочем, как и в книге В. Шитова «Дом Ипатьева. Летописная хроника в документах и фотографиях (1877–1977)», где часть текстов, документов и фотографий принадлежала литературному редактору этой книги Алексею Казакову.

Что касается уникальной книги, посвящённой 95-летию Василия Шукшина и 220-летию родного села писателя Сростки, она весьма интересна: сотни фотографий о «Шукшинских чтениях» разных лет Виталия Шитова и не только, исповедальные слова земляков и великих современников Шукшина: Михаила Шолохова, Василия Белова, Валентина Распутина, Сергея Залыгина, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Георгия Буркова, Валерия Золотухина. Мне показались глубокими и статьи нашего литературного критика из Челябинска и редактора-составителя Алексея Казакова.

После возвращения Казакова с Алтая он дал мне интервью: «В Сростках я был три раза. Первый раз – в ноябре 1978 года. Специально приехал к матери Шукшина – к Марии Сергеевне. Записал все наши беседы на магнитофон. На встрече в этом году с сотрудниками музея в Сростках рассказал им об этом, они удивились, что где-то в Челябинске есть магнитная лента с голосом матери Василия Макаровича. Но ещё раньше – 7 октября 1974 года – я был в Москве на похоронах Василия Шукшина в Доме кино и на Новодевичьем кладбище. Через много лет увидел себя на фото корреспондента ТАСС Анатолия Ковтуна, нашёл его в Москве и попросил отпечатать на память фотографию с оригинального негатива. И этот кадр есть в новой книге “Там, где Катунь-река…”»

...«А в 1978 году, – продолжает свой рассказ Алексей Казаков, – я жил в Сростках десять дней у дяди Коли – соседа Марии Сергеевны Шукшиной. Ходил по избам, общался с родными тётками Василия Макаровича, а потом приехал в Бийск в квартиру матери писателя. Из этих бесед с матерью и родственниками Шукшина у меня сложилась книга «На Чуйском тракте у Шукшина». Она ещё не издана, но почти готова: я хочу добавить переписку Шукшина с матерью, которая хранится в музее села Сростки. Потом я приезжал в 2011 году и сейчас – в 2024 году – уже в третий раз.

Для меня Алтай, это, прежде всего, Шукшин. Но в этот приезд я посетил родину актёра театра на Таганке Валерия Золотухина в селе Быстрый Исток. Побывал в храме, который Золотухин построил на собственные средства, в культурном центре его имени, побывал на могиле актёра. И, конечно, заехал в село Верх-Обское – на родину актёра и губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Он тоже похоронен на своей малой родине и здесь тоже есть небольшой музей его имени. Там я познакомился с вдовой Евдокимова, которая приехала 29 июля в Бийск и присутствовала на моем 75-летии.

В тот день на встречу со мной собрались местные шукшинисты. М. Евдокимов в 2004 году открывал памятник Василию Шукшину скульптора Вячеслава Клыкова на горе Пикет. Именно благодаря алтайскому губернатору появился этот монумент в Сростках, который сегодня знают во всём мире все поклонники творчества русского писателя, режиссёра и актёра.

Сегодня он – бронзовый и босой – сидит на этой горе, как на своей Голгофе, возвышаясь над родным селом и смотрит в сторону бурной Катуни. Необузданной, как характер самого Шукшина, который родился на берегах этой реки».

...«А в день рождения Василия Макаровича, 25 июля, я был приглашён на Всероссийский книжный фестиваль в Бийск: здесь собираются писатели из многих уголков России. И на фестивале, вместе с Виталием Шитовым, получил из рук Владимира Крупина золотую медаль от Союза писателей России «Василий Шукшин». Мне тем более было приятно, что среди награждённых этой медалью в своё время были легендарные писатели Валентин Распутин, Юрий Бондарев, Владимир Личутин, Владимир Крупин, актеры Леонид Куравлёв, Людмила Зайцева, Станислав Любшин, Николай Губенко, режиссёры Юрий и Ренита Григорьевы, кинооператор – Анатолий Заболоцкий. Кстати, с Владимиром Крупиным мы знакомы с 1992 года: во время празднования Дней Ивана Бунина в Липецкой области – в Ельце; когда Крупин в Бийске на фестивале представлял меня, он добрым словом вспомнил Челябинск, который его поразил чистотой и красотой, вспомнил встречи с читателями в публичной библиотеке, с Сергеем Алабжиным – редактором газеты «Танкоград». В тот же день я встретился с племянником Андрея Тарковского Михаилом, прозаиком из Красноярска.

Но больше всего меня поразила встреча в старом архиерейском подворье Бийска. Среди особо чтимых святых мест Алтайской митрополии и города Бийска уже более века является Бийское архиерейское подворье – исторический духовно-административный центр алтайского православия. Именно здесь с 1880 года по 1920-й находилась главная резиденция начальника Алтайской духовной миссии, Преосвященнейшего епископа Бийского, викария Томской епархии и размещались административные миссионерские службы. Сегодня здесь усилиями краеведа-знатока, подвижника Павла Коваленко создан музей Алтайской духовной миссии.

Что называется, пути Господни неисповедимы: в этот приезд меня приглашали и в музей колонии, где когда-то перед подростками выступал Василий Шукшин (это и подвигло его на свою самую известную кинокартину – «Калина красная») и где сегодня стоит его бюст. Я также выступил перед колонистами о Шукшине и Есенине».

Этими словами и закончился рассказ южноуральского писателя Казакова о поездке на Алтай летом 2024 года. Не упомянул Алексей Леонидович только свои любимые награды: медаль Д.Н. Мамина-Сибиряка, медаль Николая Рубцова, которую получил в 2017 году в честь 80-летия любимого поэта и медаль «Святой Страстотерпец Наследник Цесаревич Алексей Николаевич» Благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» за свой титанический труд совместно с Виталием Шитовым – «Дом Ипатьева. Летописная хроника в документах и фотографиях (1877–1977)».

Книга о Шукшине отличается тем, что автор по крохам собирал фото и мысли матери и дочерей, земляков и товарищей по киноцеху. На Шукшинские чтения со всей России приезжали поэты, писатели и актёры – только те, у кого творчество Василя Макаровича вызывало сильный эмоциональный резонанс. Его пытались запомнить и воспроизвести на полотнах многие талантливые живописцы земли русской. И эти картины вы тоже можете найти в книге.

На собеседовании во ВГИКе мужика в кирзовых сапогах кто-то ехидно спросил: «А вы “Войну и мир” читали?» На ответ «нет», другой член приёмной комиссии Сергей Герасимов сказал: «Вы счастливый человек, вам ещё предстоит такое интересное чтение»…

Сегодня ВГИК носит имя того самого Герасимова, нашего уральского земляка, а алтайский бронзовый мужик в сапогах сидит, как князь Пожарский, у входа в академию кино вместе с друзьями и звёздными выпускниками института кинематографии – Геннадием Шпаликовым и Андреем Тарковским. Но они уже в качестве интеллектуальных Мининых стоят рядом с сидящим победителем умов и душ русского народа.

Если однажды вы захотите представить себе, осязать, прочувствовать, «пощупать» Вселенную, то наверняка вывихните себе мозги или поперхнётесь душой. Потому что это невозможно в принципе. Так и с творчеством Василия Шукшина: это космос русской души, которую «и умом не понять и аршином общим не измерить». Но пронзительную шукшинскую человечность русский народ прочувствовал в 1974 году, когда миллионы и миллионы зрителей смотрели фильм «Калина красная». Я в это время служил в Виннице и смотрел фильм в солдатской шинели во время увольнительной. А в 1975 году, возвращаясь на Урал через Москву, зашёл на Новодевичье кладбище отдать дань памяти любимому режиссёру и актёру (с творчеством писателя ещё не был знаком). Для меня не стало неожиданностью, когда увидел могилу всю в цветах и в ветках калины красной. Это говорило только о том, что народ не забывал певца русской души.

Потом я стал студентом МГУ им. Михайла Васильевича Ломоносова (по судьбе схожий с Василием Макаровичем, но из другой русской провинции) и купил первое полноценное собрание литературных сочинений Василия Шукшина, изданное в Кишинёве. И тогда мне раскрылся другой талант алтайского сказителя про людей, у которых «есть крепость в душе», по выражению одного из литературных героев. Но эти герои Шукшина были совсем даже негероическими в бесконечных поисках любви, истины и правды жизни. Столичные критики-недоброжелатели даже назвали их «чудиками» (читай на московский лад – придурками). Но мало кто понимал русский народ в наших столицах. Только писатели Шолохов, Астафьев, Белов и Распутин, которые не стремились в столицу, как Сент-Экзюпери в Париж, прониклись тайнами души русской на уровне Толстого и Достоевского. Именно они чаще всех и приезжали на родину Василия Шукшина, чтобы сказать землякам и гостям Алтая откровения о творчестве ещё не раскрытого до конца и не осмысленно до донышка литератора.

Михаил ШОЛОХОВ: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного…»; Виктор НЕКРАСОВ: «Шукшин один из тех людей, без которых Россия перестала бы быть Россией…»; Валентин РАСПУТИН: «Так что представляется порой, в невесёлых раздумьях: ведь для чего-то он столь настойчиво и неустанно стучался в наши души и тревожил совесть…».

Спасибо Виталию Шитову и Алексею Казакову за книги из сотен фотографий и десятков воспоминаний на 828 страницах великолепного издания. Мои одиннадцать фотографий Алтая, Чуйского тракта, Катуни и села Сростки оказались среди немногих, выполненных художественно и в цвете. И, наверное, неслучайно рядом со стихами о Катуни, Сростках и Чуйском тракте поставили тоже мои фотографии, чему я безмерно рад и счастлив: прошло полвека моего возложения цветов на свежую могилу Василия Макаровича, и судьба в лице шеф-редактора книги Алексея Казакова вновь соблаговолила мне соприкоснуться с именем великого русского писателя…

Издание воспоминаний матери Шукшина ещё впереди. Но уже сегодня мне хочется сказать: Алексей Леонидович Казаков в очередной раз спасает от забвения множество интересных фактов и эпизодов, за которые ему будут благодарны все исследователи жизни и творчества Василия Макаровича.

«БЕЛИНКА» РАЗБОГАТЕЛА НА ДВАДЦАТЬ КНИГ АЛЕКСЕЯ КАЗАКОВА

Так бывает: до прошлого года в Екатеринбурге в областной универсальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского в каталоге числилась всего одна книга (и несколько статей в коллективных сборниках) челябинского литератора Алексея Казакова. А 22 ноября 2024 года состоялась творческая встреча, организованная Челябинским отделением Союза российских писателей, с автором книг о Сергее Есенине, о Василии Шукшине и Николае Клюеве.

Самое примечательное, что в главной библиотеке Урала книга Алексея Казакова была одна, а в Президентской библиотеке уже было два исследования уральского писателя, одно из которых подарили Владимиру Путину при его посещении села Константиново Рязанской области (ноябрь 2002 г.) – родины Сергея Есенина.

И на встрече с читателями Алексей Леонидович весьма подробно рассказал о многочисленных встречах за последние полвека с великими современниками и родственниками Сергея Есенина. Рассказал и показал на экране уникальные фотографии Сола Юрока – импресарио Айседоры Дункан и Сергея Есенина, когда они больше года ездили с гастролями по городам Америки. Алексей Казаков встречался с ним в «Национале» – главной гостинице Москвы. Мы увидели и редкие фотографии с режиссёром театра на Таганке Юрием Любимовым, академиком АН СССР Дмитрием Лихачёвым, с которым Алексей Леонидович работал почти семь лет в Фонде культуры СССР. Таинственно и притягательно выглядела старая фотография молодого Алексея Казакова с 93-летним скульптором Сергеем Конёнковым, который многое рассказал о жизни Сергея Есенина уральскому собирателю осколков истории.

Алексей Казаков показал на той памятной встрече с читателями уникальный автограф Шаганэ Тальян, которой русский поэт посвятил знаменитые строки: «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Она прожила до 1976 года, и наш южноуральский писатель успел встретиться с ней в Ереване. В это мало кто верит, но автограф Шаганэ убеждает нас в том, что такого собирателя биографии Сергея Есенина в мире нет и уже не будет никогда: Алексей Леонидович всю свою жизнь посвятил великому поэту, которого в СССР почти тридцать лет запрещали изучать в школах и в институтах. А к 100-летию (1995) поэта Казаков выпустил трёхтомник Сергея Есенина, который он подарил (и ещё два десятка книг) «Белинке».

Вот и осенью прошлого года Челябинское отделение Союза российских писателей с помощью областного управления общественных связей правительства Челябинской области организовало микроавтобус для писателей, которые жаждали услышать Алексея Казакова в Екатеринбурге и которого наши библиотеки региона так и не пригласили в его юбилейный год. В гостях на той встрече в Екатеринбурге были сопредседатель Союза российских писателей Арсен Титов, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ им. Б.Н. Ельцина, литературный и театральный критик Леонид Быков. Леонид Петрович прилетел в прямом смысле этого слова на встречу с Алексеем Казаковым с празднования 100-летия Булата Окуджавы в Москве.

«Белинка» – такое название дали знаменитой уральской библиотеке читатели, сделала видеозапись потрясающе интересного монолога Алексея Леонидовича, и я надеюсь, что все, кто не смог присутствовать в главной библиотеке Урала, смогут причаститься к рассказу о Есенине, Шукшине и Клюеве. Кстати, над Полным собранием сочинений друга и наставника Сергея Есенина – Николая Алексеевича Клюева – Алексей Казаков работает 28 лет. В прошлом году Клюеву исполнилось 140 лет со дня рождения, и Алексей Леонидович готов издать свой труд впервые в истории литературного Отечества. И ещё об одном сюрпризе: Казаков в Екатеринбурге показал нам походный чайник Клюева, который ему подарил Есенин. Но Алексей Леонидович сумел найти и выкупить этот чайник у случайных владельцев антиквариата.

Чтобы пересказать всё, что мы услышали на творческом вечере в «Белинке», не хватит и десяти статей. Хочу только дополнить, что библиотеке подарили свои новые книги члены Союза российских писателей Михаил Стригин, Александр Нахтигаль и автор этих строк. Но мой подарок необычный: в знаменитой серии «Портрет интеллекта» в 2016 году вышла книга «Герман Вяткин». Это редкая книга, в которой нуждаются читатели «Белинки».

Добавлю, что в этой памятной встрече принимала участие поэт, член Союза писателей России Вероника Мещерякова, выступившая со своим поэтическим посвящением.

Отдельное спасибо Александру Кердану, куратору АсПУр; Елене Гармс, заместителю директора библиотеки им. В.Г. Белинского по социокультурной деятельности, и сотруднику библиотеки Сергею Ивкину за прекрасную организацию творческого вечера с легендарным челябинским литератором Алексеем Казаковым.

Павел Большаков

Источник: газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

казаков