Павел БОЛЬШАКОВ: Живописный подарок юбилею Челябинской области

выставки соцреализма

В этом году к 90-летию со дня образования области многие креативные личности хотели бы сделать подарок малой родине. И это естественное желание у галериста и частного коллекционера живописи Николая Перевозчикова в содружестве с владельцем арт-оранжереи ЛюбаПетя (https://lubapetya.ru/) Егором Хребтовым: 15 февраля, в четверг, в 18-30 они открывают выставку живописцев Челябинской области работами 60-70-х годов прошлого столетия. А это значит, что мы можем окунуться в ретроспективную живописную историю региона эпохи соцреализма.
Почему надо обязательно посетить эту выставку? Хотя бы потому, что можно увидеть две работы знаменитого челябинского мастера Михаила Ткачева, чьи произведения находятся в частных коллекциях, в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга и в Третьяковской галерее Москвы.

Михаил Иванович Ткачев с 1946 года постоянно жил и работал в Челябинске. А еще раньше учился в Пензенском художественном училище и работал художником в редакциях газет. Создавал в годы Великой Отечественной войны, между боями, антифашистские плакаты и политические сатирические рисунки. Ирина Духина десять лет назад писала накануне его выставки к 100-летию со дня рождения: «В 50-е годы в графике — явное преобладание линогравюры. Это броский контраст черно-белого, бескомпромиссная определенность рисунка и хороший тираж с награвированной доски. А Михаил Иванович вдруг увлекается сначала акварелью, а потом удивительной граверной техникой — монотипией. Это когда единственный оттиск получают с записанной маслом пластины. Оттиск, но без тиража».

Именно методом линогравюры воспроизводил свои сюжеты о природе Южного Урала и видов Челябинска другой знаменитый художник Южного Урала Дмитрий Фехнер. О нём есть миф, что он пошёл на фронт первой мировой в 1914 году офицером и через два года попал в плен к туркам на южном фронте. Пленных высадили в голом поле и бросили на выживание. Дмитрий голодал целую неделю, потом сбежал и с большим трудом пробрался к своим. Но о своей «белогвардейской» юности Фехнер никогда не распространялся. Зато во время второй мировой войны работал художником в Златоусте на заводе холодного оружия. В 1960 году в Челябинске вышел большой и весьма тиражный альбом его цветных линогравюр. Они до сих пор радуют глаз и сюжетами, и колористикой, и необычайной техникой воспроизведения изображения.

Частный коллекционер Николай Ильич Перевозчиков не только собиратель полотен и рисунков, но и охранитель живописного наследства Урала. Когда уходит в мир иной какой-либо художник, родственники с удовольствием освобождают жилплощадь от «мусора». Хорошо ещё, если выкидывают полотна на балкон или в гараж, а однажды Николай Ильич обнаружил скомканные рисунки знаменитого художника в… неработающем холодильнике. Полный холодильник рисунков. Взял к себе в коллекцию с разрешения жены. Галерист спас для нас некоторые произведения искусства Александр Прибытова и Ивана Кучмы. Эти спасённые картины и рисунки можно будет увидеть 15 февраля на открытии выставки соцреализма.

И я вновь возвращусь к цитате искусствоведа Ирины Духиной о художниках периода соцреализма – Николай Черкасов, Николай Богомолов, Герман Травников, Александр Прибытов, Валентин Новиченко, Валерий Якивец, Геннадий Филатов, Владимир Бубнов: Художники, чья творческая зрелость складывалась в сложные постмодернистские времена. Какая убедительная разница! Можно даже сказать — разительный контраст. Хотя в любом случае зрителю предъявлено подлинное мастерство и честная преданность профессии, просто разница в возрасте зрителя и авторов — более полувека.

А это уже нам – потомкам XXI века – судить о достоинствах эпохи соцреализма в южноуральской живописи: с 15 февраля на выставке «Живописная ностальгия» по адресу: Челябинск, улица Свободы, 2, корпус 5, лофт 3.17 (на третьем этаже).

Павел БОЛЬШАКОВ, член Союза журналистов России, репродукции моих любимых - Николая Черкасова и Дмитрия Фехнера

 

выставки соцреализма.
выставки соцреализма.
выставки соцреализма.